Главная - Статьи - Законодательно правовой характер налогов

Законодательно правовой характер налогов


законодательно правовой характер налогов

Но с точки зрения общества налоги носят эквивалентный характер, так как доходы бюджета используются на благо всего общества в целом. Если граждане считают, что го­сударство плохо выполняет свои функции, то они неохотно пла­тят налоги.

Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресур­сах, направленных на финансирование мероприятий для вы­полнения конкретных функций государства, определенных бюджетным законодательством.

Рассмотрим отличие налогов от других обязательных государ­ственных платежей и изъятий.

Поступления, формирующие доходную часть бюджета, под­разделяются на налоговые и неналоговые. Наряду с налогами выделяют различные виды платежей: сборы, пошлины, тамо­женные пошлины, различные платы.

Законодательно-правовой характер налогов

Основное различие между налогом и сбором состоит в том, что налог является безвозмездным платежом, а сбор – возмездным (например, государственная пошлина, таможенная пошлина и т.д.).

Названное определение налога позволяет выявить следующие его признаки:

  1. обязательность платежа;
  2. индивидуальная безвозмездность;
  3. денежная форма налога;
  4. отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства);
  5. публичная цель – финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Постановлении от 17 декабря 1996 г.

Признаки налогов законодательно-правовой характер

М.: Институт государства и права РАН, 1994. – Т.2. – С.136.

*(8)Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 1999. – С.118.

*(9) См.: п.10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”; п.44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации”.

*(10) Речь идет об эмиссии в 1993-1996 годах казначейских обязательств и казначейских налоговых освобождений, используемых в бюджетных и налоговых отношениях как своеобразные денежные суррогаты.

*(11) См.: Экономика переходного периода.
– М.: ЮНИТИ, 1998.

Не нарушается ли при этом закрепленный в ст.35 Конституции Российской Федерации принцип неприкосновенности частной собственности, согласно которому никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (реквизиция)?

В постановлении от 17.12.1996 N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законодательно правовой характер налога это

Инфоinfo
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.

Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Законодательно правовой характер налога

НК: «налог» – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или МО.

Т.о сущность налога составляет отчуждение государству в фискальных целях денежных средств, принадлежащих организациям и ФЛ.

В момент уплаты налога происходит смена собственника, а уплата налога является ограничением права собственности.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без учета воли налогоплательщика. Взимание налога согласовывается с Парламентом, как представителем народа, а не с каждым отдельно.

Законодательно правовой характер налога признак

Конституционного Суда, честности и беспристрастности самого судьи, тем более при наличии апелляционной и кассационной инстанций. Финансовые интересы государства, даже основанные на глупости законодателей, явном беззаконии и безграмотных письмах Минфина, не оставят вам в процессе ни малейшего шанса.
Поэтому, чтобы не подвергать проверке эти самые «честность и беспристрастность», до процесса лучше не доводить «по формальным основаниям» – «есть спор о праве, нет судебного приказа, нет его отмены, нет рассмотрения дела по существу в порядке искового производства».

Функции налогов в системе налогообложения

В теории налогового права принято различать следующие функции налогов:

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 № 7-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов” указано, что “уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы…”.

Особенностью налога следует считать его движение только в одном направлении – от налогоплательщика в бюджет государства (конечно, за исключением частных случаев его переплаты или решения суда о возврате незаконно взысканных налогов).

С.348.

*(12) См.: письмо МНС России и Минфина России от 29.12.1999 N ВВ-6-09/1062, 03-07-21/133, письмо МНС России от 20.03.2000 N АС-6-09/203.

*(13) См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.1997 N 16-П.

*(14) См.: Самуэльсон П. Экономика. – М.: Прогресс, 1994. – С.165.

*(15) См.: Брызгалин А.В.

Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. – 1997. – N 8. – С.29.

*(16) Гуреев В.И. Правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: Дисс.

+ д-ра юр. наук. – М., 1999.

Вниманиеattention
Соразмеряются со степенью пользования гос. Учреждениями. Госво обязуется доставить выгоду, произведя желаемые для плательщика действия.

Важноimportant
Сбор и взнос Законность, адресный характер Сборы взимаются за услуги государства, которые оно оказывает конкретной категории своих граждан, то есть это принудительные платежи за услуги индивидуального характера. Взносы являются принудительными платежами за услуги, которые государство оказывает определенным группам своих граждан без эквивалентного обмена.

Сбор и пошлина Нерегулярность, возмездные платежи сбор – платеж за обладание особым правом. Пошлина – плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий Взнос и пошлина

Задание 2.4.
(4 балла)

Многочисленные последствия влияния налогов на экономические и социальные процессы трактуются как их разнообразные функции.

В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

Примечание: при этом остается открытым вопрос о том, как в этом случае дети могут уплачивать налоги?

Безвозмездность свидетельствует о том, что лицо, уплатившее налог не может рассчитывать на какое-либо встречное персональное представление со стороны государства.

Безвозвратность означает лишь, что в случае своевременной и полной уплаты налога возврат денежных средств невозможен ни при каких обстоятельствах.

Будучи заинтересованной в поддержке отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз иностранных легковых автомобилей. В соответствии со ст. 219 НК РФ из общей суммы налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов, в том числе сумма доходов, перечисленная налогоплательщиком на благотворительные цели, сумма, уплаченная налогоплательщиком за свое обучение или обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, суммы, потраченные на лечение и приобретение медикаментов, и т.д.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм.

В отличие от фискальной регулирующая функция не возникла одновременно с появлением налогов.

Отдельные лица, осознавая важность общественных благ, могут платить налоги безо всякого принуждения. Они добросовестно декларируют все свои доходы, если даже знают, что получение некоторых доходов никак нельзя проконтролировать, и их можно скрыть без какого-либо риска наказания.

В целом отмечается, что рост общего материального благосостояния в обществе, повышение общего культурного уровня населения способствуют росту налоговой ДИСЦИПЛИНЫ.

Для понимания сути налога существенно то, что этот принудительный платеж имеет властный, императивный характер. Налог взимается государственной властью. Налог вводится и отменяется законом. Порядок исчисления и уплаты налога также регламентируется законом. Этим налоги отличаются от таких видов принудительных платежей, как, например, погашение кредита и выплата по нему процентов, рэкет, выплаты шантажисту, поборы шайки разбойников.

Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ.

Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

“В странах Древнего Востока, в Римской империи и Византии государственные расходы носили натуральный характер, соответственно государственные ресурсы также мобилизовались за счет натуральных податей и повинностей, труда рабов, дани с побежденных государств”*(8).

Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики. Платежи за особые услуги, оказанные плательщику или для плательщика, не рассматриваются как налогообложение.Функции налогообложения:

– фискальная,

– распределительная,

– регулирующая,

– контрольная,

– стимулирующая (внешнеэкономическая).

Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства или нормативными правовыми актами принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (п.

1 ст.

Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому можно встретить различные определения налогов в современной российской энциклопедической, справочной, научной и учебной литературе. В Большом экономическом словаре налог определяется как обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц [1] . Универсальный энциклопедический словарь дает более развернутое определение налогов. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты [2] . В учебной литературе, в научных статьях, как правило, приводится определение налога, закрепленное в ст. 8 НК.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *